Украинские земли под властью Литвы и Польши (XIV - сер. XVII вв..) 

План. 

1. Захват южнорусских земель соседними феодальными государствами. 
2. Украинские земли в составе Великого княжества Литовского
3. Интеграция Литвы и Польши. Люблинская уния и ее последствия для Украины. 

4. Возникновение украинского казачества. Запорожская Сечь.  

Захват южнорусских земель соседними феодальными государствами.

 

Военно-политическое противостояние Литвы и Польши за Галичину и Волынь. Общественно-политические процессы, происходившие в украинских землях и граничащих с ними в ХIII-ХIV ст., оказались разрушительными для Галицко-Волынского княжества. Углубление кризисных явлений в политической жизни, деформация государственного устройства, экономический спад и истощения хозяйственных сил опустошительным монголо-татарским игом, непрерывные войны с агрессивными соседними странами постепенно подорвали силы некогда могущественной Галицко-Волынского государства, вызвали упадок и раздробление ее земель. В этих условиях она стала легкой добычей агрессивных посягательств соседних государств Литвы, Венгрии, Польши и Молдавии.

Упадком украинских земель первыми воспользовались литовские феодалы. После смерти Юрия II Болеслава на Волыни и Галичине в 1340 г. закрепился сын Гедимина Любарт. Проникновение литовцев на южнорусские земли привело к 40-летнего военно-политического противостояния с Польшей, которая также претендовала на Галицко-Волынскую наследство.

Захватническую политику в отношении украинских земель осуществляла Польша. В 1340 году король Казимир III под предлогом защиты католиков вошёл со своим войском в Галичину, получил Львов и ограбил княжеский дворец. Восстав, галицкие бояре изгнали поляков, а их проводника Дедька признано правителем Галиции. На некоторое время на просторах Галицко-Волынского княжества возникли два государственных образования: Волынское во главе с Любартом и олигархическая боярская автономная республика в Галичине. Эгоистичная политика боярской олигархии, по мнению И. Крипьякевича, не позволила использовать предоставленный историей шанс на восстановление самостоятельного Галицко-Волынского государства, более того, вела к ее окончательного уничтожения. в 1349 году Казимир III во второй раз нападает на Галичину, захватывает Галицко-Холмское и Перемишльске княжества и провозглашает себя "правителем Королевства Руси".

Не отрекаясь от Галицкой земли, Литва начинает войну с Польшей. В этом многолетнем противостоянии последняя оказалась сильнее и в 1366 г. подчинила своей власти Галичину и часть Волыни, увеличив за их счет свои территории почти в полтора раза.

После смерти Казимира III в 1370 г. Галичина вследствие династического соглашения перешла под власть Венгрии. С 1372 по 1378 с 1385 до 1387 года правление в Галичине принадлежало вассалу венгерского короля силезскому герцогу Володиславу Опольскому, который осуществлял курс на независимость от Венгрии, и даже начал чеканить в Львове монету с гербом Русского (Галицкого) Королевства и с собственным именем. Однако после Кревской унии (1385 г.) Польша вновь набирает силу и в 1387 г. окончательно присоединяет Галичину и часть Волыни (Холмщину) к своим владениям, удерживая их под своей властью до 1772 г. Образованное в 1434 г. на Галицких землях Русское воеводство становится провинцией Польского королевства.

Ослабленные золотоордынским игом, украинские земли были захвачены более сильными европейскими государствами: Венгрия еще в XI в. захватила Закарпатье; Литва к 60-70-х годам XIVст. присоединила большую часть украинских земель (Волынь, Лево- и Правобережную Украину, Подолье) и удерживала их до 1569р.; Польша в сер. ХІVст. захватила Галицию, а с 1569 года к ней перешли все литовские владения в Украине; Молдавия в XIV в. присоединила украинскую Буковину (в XVI ст. Молдавия вместе с Буковиной попала в зависимость от Турции); Московское государство  с конца XV в. начинает продвигаться в украинские земли, захватив уже в кон. ХVст. Чернигово-Сиверщину (ссылаясь на историческую традицию, Москва заявляет о своих правах на все русские земли).

Большая часть украинских земель находилась в это время в составе Литвы и Польши, поэтому период и получил название - литовсько-польский период.



Украинские земли в составе Великого княжества Литовского

 

Образование Великого княжества Литовского

Литовское княжество образовалось в XIII ст. В XIV ст., при князе Гедимине (1316-1341 гг.) и его сыновьях Любарте и Ольгерде (1345-1377 гг.) Литва обрела большую часть белорусских, украинских, часть российских земель. Так образовалось Великое княжество Литовское, в составе которого русские земли составляли  9/10  территории.

Причины быстрого подчинения Литвой русских земель

Русские земли были ослаблены золото-ордынским игом, что положило начало продвижению литовцев на Русь и способствовало их успеху.

Население русских земель отдавало предпочтение Литве перед Ордой, в противостоянии между этими государствами выступало на стороне Литвы. В большинстве случаев местные князья и боярство добровольно признавали власть Литвы. (Добровольно признал власть Ольгерда и киевский князь Федор в 1362 г.). Историки квалифицируют продвижения Литвы в русские земли не как завоевание, а как "мирное присоединение", как "тихую экспансию".

Успешным действиям Литвы способствовало ослабление Орды и ее раскол на враждующие части вследствие феодальных междоусобиц 1360-1370-х гг.

Политика великих литовских князей в украинских землях. Кревская и  Городельская  унии

Включение Западной и Юго-Западной Руси к владениям Литовского княжества сделало его крупнейшим государством тогдашней Европы. Украинские земли, которые стали собственностью великокняжеской династии Гедиминовичей, составляли 9/10 территории литовского государства, а русины, что на ней проживали, составляли 90% ее населения. Демографическая диспропорция и мощные исторические и культурные достижения русичей обусловили на некоторое время политику литовцев относительно украинских земель, в основе которой был принцип: "старого не изменять и нового не внедрять". Во второй половине XIV в. литовцы перенимали традиции украинского народа едва ли не во всех сферах общественной жизни: изучали и усваивали опыт работы администрации, ведения хозяйства, налаживание налоговой системы и т.д. Источником права в Великом княжестве Литовском была "Русская Правда", официальным языком - древнерусская язык, а господствующей и государственной религией -- православное христианство. Украинские князья и бояре имели свои места в великокняжеский раде и центральной и местной администрации. Традиционный украинский характер хранили крупные города: власть в них принадлежала городском патрициата, управления велось на русском языке, внутреннее цеховое устройство также было организовано на украинский манер.

Не произошло сначала каких-либо заметных изменений и в политико-административном устройстве украинских земель. Продолжали существовать Киевская и Волынская земли, удельные владения литовских князей сформировались на Подолье и Черниговщине. Правда, княжили в них зукраїнщені члены литовской династии. По сделкам, заключаемым с великим князем, русские князья обязывались служить ему как вассалы, а тот, в свою очередь, обещал последовательно придерживаться прежних прав и обычаев, существовавших на этих землях и защищать их от татар.

На практике самоуправление украинских земель ограничивалось хозяйственными делами, судом, опекой над церковью и другими мелкими местными вопросами и не подрывало компетенции центральной власти. В то же время, Литва внесла основательные изменения в устройство украинских земель: она отняла власть у украинских князей и передала ее своим наместникам. Итак, как пишет И. Крипякевич, только "на первый взгляд казалось, что литовское государство - это просто продолжение древнерусской украинской государственности". В действительности же в Литовской стране набирают силу тенденции к централизации власти и искоренения автономистских  проявлений.

 



Интеграция Литвы и Польши. Люблинская уния и ее

последствия для Украины.

 

После смерти в 1340 г. последнего галицко-волынского князя Юрия II Болеслава между Польшей и Литвой началась борьба за украинские земли. Однако, с конца  XIV в. ряд внешних и внутренних обстоятельств побудили эти государства к объединению, которое происходило неравномерно (окончательное, казалось бы, объединение государств сменялось их политической самостоятельностью) до сер. XVI ст. В этом объединении выделяют два основных этапа - Кревская уния 1385 г., которая положила начало объединения Литвы и Польши, и Люблинская уния 1569р., которая завершила их объединения в одно государство - Речь Посполитую.

 

 

Кревская уния 1385 г. Причины унии

* Стремление Литвы и Польши объединить усилия перед опасностью со стороны могучего Тевтонского ордена, который царил на Балтийском побережье, со стороны Московского княжества, авторитет которого рос после победы над татарами в Куликовской битве 1380 г.со стороны Крымского ханства (выделилось в 1443р. с состав Золотой Орды, с 1475р. признало зависимость от Османской империи).

* Поиски великим князем литовским Ягайло (1377-1392рр.) союзника для

укрепление своего положения.  Ягайло, младший сын Ольгерда, заняв

великокняжеский престол вопреки принципам родового старшинства, оказался

в затруднительной ситуации. Против него выступили старшие Ольгердовичи и кузен Витовт.

 

Содержание унии

Это была брачная уния - литовский князь Ягайло женился с польской королевой Ядвигой  и  был провозглашен польским королем; вследствие этого прекращались столкновения между Польшей и Великим княжеством Литовским, а их вооруженные силы объединялись. Унией предполагалось присоединения Великого княжества Литовского к Польше. Однако, в результате стремления литовской верхушки к политической самостоятельности Литва фактически осталась отдельным государством, власть в которой непосредственно принадлежала кузену Ягайлы - князю Витовту (1392-1430 гг.).

По условиям унии Литва, которая была последней языческой страной в Европе, приняла католицизм.

 

Последствия  унии

* Положительные - объединение усилий двух государств помогло разгромить Тевтонский орден и остановить продвижение немцев в славянские земли (битва при Грюнвальде 1410г.).

* Отрицательные - усиливалось влияние поляков в Украине, началось насильственное насаждение католицизма. Польша стремилась полностью подчинить Великое княжество Литовское.

 

Кревськая уния кардинально меняла стратегические интересы Польши, переместив их с Запада на Восток.

Ягайло активно взялся за воплощение унии: окончательно овладел Галичиной (1387 г.); отобрал земли галицких бояр; передал католикам в 1412 г. старую православную кафедру в Перемышле; ликвидировал украинское право и установил польскую власть и суды; внедрил латынь как официальный язык, предоставил привилегии и права польской шляхте и населению, что исповедует католицизм.

Великий князь. Пропольская политика Ягайлы встретила активное сопротивление со стороны литовской, украинской и белорусской знати. Оппозицию возглавил двоюродный брат Ягайло - литовский князь Витовт (1392-1430рр.). При этих условиях в его лице приобрела воплощение тенденция к сохранению политической самостоятельности Великого княжества Литовского. Поддержаный оружием литовских феодалов и русских удельных князей, Витовт был признан пожизненным правителем княжества Литовского. Пытаясь укрепить внутреннюю политическую единство собственного государства и максимально централизовать управление, он внедряет институт наместничества, чем существенно ограничивает самостоятельность южнорусских удельных княжеств.

Росту авторитета Витовта и укреплению политических позиций Литвы способствовала победа объединенных славянских и литовских сил над Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года.

 

В 1413 г. была подписана Городельская уния, по которой Великое княжество Литовское признавалось независимым государством, хотя превосходство Польши над ним сохранялась: избрание великого князя контролировалось и утверждалось польским королем. Литовская католическая знать уравнивалась в правах с польской шляхтой.

 

Люблинская уния 1569 г. 

Причины унии

Великое княжество Литовское постепенно приходило в упадок. В Результате Ливонской войны с Московией (1558-1583 гг.) оно оказалось на грани военной катастрофы и вынуждено было пойти на уступки Польше, которая настойчиво добивалась присоединения Литвы.

 

Содержание унии

Польша и Литва объединились в одно государство, которое получило название "Республика" (на польском языке - Речь Посполитая) с единственным королем, сеймом, денежной системой, законами, католицизмом как государственной религией. Литовское княжество получило статус автономии. Все украинские земли, ранее принадлежавшие Литве, переходили под власть непосредственно Польши.

 

Последствия унии.

Люблинская уния создала мощную политико-правовую базу для осуществления крупномасштабной стратегии, направленной на свертывание национальной жизни в украинских землях, расширение и укрепление на них господствующего положения польской шляхты, усиление экономических и социальных притеснения местного населения, установление крепостного права, разграбление природных богатств, ликвидацию духовных и культурных ценностей. Последствия воплощения в жизнь этой стратегии были для Украины фатальными.

Во-первых, потеря Подляшья, Волыни, Брацлавщины и Киевщины, территорий, где дольше всего сохранялась политическая и экономическая обособленность от государственного организма Литвы, на длительное время затормозила развитие автономістських тенденций в украинском обществе.

Во-вторых, изменения в административно-территориальном устройстве, внедрения чужих по своей природе распорядительных и судебных органов, засилье в них иностранцев и отстранение от власти украинцев - приводили к угасанию национального жизни и государственных традиций.

В-третьих, Люблинская уния ускорила процессии поляризации в тогдашнем украинском обществе. Украинские князья и шляхта не воспользовались случаем, чтобы в ходе сеймовых дебатов заявить право Украины быть, как И Польше и Литве, третьим равноправным участником федеральной Речи Посполитой. Соответствующая позиция украинской элиты в политической сфере положила начало ее отмежеванию от интересов собственного народа, открыла ей пути к денационализации И спольщення.

В-четвертых, Люблинская уния открыла польским магнатам и шляхте широкие возможности для приобретения украинских земель. Причем, король раздавал земли на "вечность" лицам благородного состояния не только "пустые", но и населённые крестьянами и казаками. На украинские земли, и особенно на Брацлавщину и Поднепровье, двинулись польские магнаты: Потоцкие, Калиновские, Жолкевские, Язловецкие, Сенявские и др. Они захватили огромные владения, беспощадно угнетали крестьянство, эксплуатировали мещан, направляли свои гонения на казачество. Увеличивали свои владения и украинские магнаты - Острожские, Заславские, Вишневецкие, Збаражские, Корецкие, Сангушки и др. Особой жестокостью во время захвата чужих земель отмечались князья Ружинские. В течение многих лет они во главе вооруженных отрядов наемников-гайдуков нападали с Котельной на соседние имения, пытали и убивали крестьян и мещан, сжигали села.

В-пятых, укрепление и рост феодальной собственности на землю усиливало крепостничество. "Артикулы" Генриха Валуа (1573 г.) вводили неограниченное барщину "по воле господина". Литовский статут 1588 г. устанавливал норму, по которой крестьянин, который прожил на земле господина более 10 лет, становился крепостным; до 20 лет был продлен срок сыска беглых крестьян и возвращение их в "подданство". Шляхтич регламентировал повинности крестьян, распоряжался их имуществом и жизнью. Крестьянин находился в юрисдикции вотчинного суда.

В-шестых, на разрушение старого аграрного строя был направлен "Устав на волоки" (1577 г.), по которому хозяйство крестьянина подчинялось интересам фольварка: усиливалось имущественное расслоение, увеличивалась барщина, росли натуральная и денежная рента. Крестьяне терпели произвола арендаторов, ростовщиков и правительства, которое взимало с тружеников большие налоги.

В-седьмых, магнаты и шляхта безжалостно эксплуатировали природные богатства. С целью расширения пахотных площадей они вырубали старинные пущи, выжигали леса, чтобы продавать потом пепел на поташ за границу.

В-восьмых, Люблинская уния усилила дискриминацию украинского населения в городах. Украинцам препятствовали при вступлении в ремесленные цеха, ограничивали в праве на проживание в городах, обкладывали непомерными налогами (оброк - 20-30 грошей с "дыма", церковная десятина, натуральные повинности). В городах хозяйничали евреи, немцы, поляки, армяне, греки, которые занимались торговлей, арендовали фольварки и промыслы, брали на откуп города.

В-девятых, после Люблинской унии со стороны польских властей и католической церкви в украинских землях активизируется политика вытеснения украинского языка, культуры, православной религии.

 

Брестская  церковная  уния

В 1596 г. в Бресте была провозглашена церковная уния - объединение православной церкви с католической, в результате чего образовалась новая - униатская церковь (греко-католическая). Униатская церковь сохраняла славянский язык и православные обряды, но признавала догматы католической церкви и переходила под власть Папы римского. Существование православной церкви в Речи Посполитой было запрещено.

Если Литва толерантно относилась к православной церкви, обычаям украинского народа, экономической и культурной жизни, что создало условия для его дальнейшего развития, то руководящие круги Речи Посполитой взяли курс на уничтожение остатков наследия Киевской Руси, насильственного окатоличивания и закрепощения крестьян.

Против церковной унии выступили народные массы, часть знати во главе с князем Василием Константином Острожским (1527-1608 гг.), братства (общественные организации мещан, созданные для защиты православной паствы), это заставило Польшу в 1632 г. вновь позволить легальное существование православной церкви.



Возникновение украинского казачества. Запорожская Сечь.

 

         Первые письменные упоминания об украинских казаках появляются в 1492г. Но резкий рост численности казачества приходится на XVI ст.

         Казачество возникло в южноукраинских землях  -  на территории от среднего Поднепровья и почти до Днестра (южные окраины Киевщины, Брацлавщины, Подолья). Эти земли назывались Диким Полем: после нашествия монголо-татар, а затем, в результате частых нападений Крымского ханства, земли обезлюдели и оставались незаселенными. Центром казачества стало Запорожье  -  степи за порогами Днепра.

Причины возникновения

•  Наличие в украинском обществе отдельных прослоек свободных людей, которые занимали промежуточное положение между незаможною шляхтой и крестьянством.

 • Усиление социального и религиозного притеснения, закрепощения крестьянства. Крестьяне и мещане убегали от феодальных повинностей и государственных налогов.

 • Постоянная военная опасность со стороны Крымского ханства и кочевых татарских орд.

• В отдельных случаях - организаторская роль местных, пограничных землевладельцев и правительственных чиновников.

         Казачество пополнялось выходцами из разных слоев населения: крестьян, мещан, шляхты. Казаки пользовались хозяйственными угодьями, занимались промыслами, принимали участие в самоуправлении. Для обороны от турецко-татарской агрессии казаки объединялись в военные отряды. Они и сами наносили удары по татарам и туркам: спускаясь по Днепру на своих больших лодках  - "чайках",  нападали на татарские гарнизоны, турецкие галеры, крепости.

        Основная масса казаков пополнялась за счет украинцев, были среди них и белорусы, русские, молдаване.  Случались поляки, татары, сербы, немцы, французы, итальянцы, испанцы, представители других этносов. Однако такие случаи имели одиночный характер.

        В 1552-1556 гг. каневский и черкасский староста Дмитрий (Байда) Вишневецкий  объединяет казаков, создавая за порогами Днепра на о. Малая Хортица  казацкий центр Запорожскую Сечь. Впоследствии Сечь неоднократно изменяла место своего расположения. Название "Запорожская Сечь" распространилось на все объединенное вокруг Сечи казачество.

        Запорожская  Сечь стала зародышем новой украинской (казацкой) государственности. Её, как государственное образование, характеризуют такие признаки:

1.Военный уклад.

 Сечевые казаки составляли войско - кош, кош разделялся на военные единицы - курени (38 куреней).

2.Территориальное устройство.

Территория,  которую контролировала Сечь, разделялась на паланки (5-10 паланок) во главе с полковниками. Паланковое казачество проживало по хуторам и в местечках.

3.Форма правления.

Запорожская  Сечь  была казацкой республикой. Верховная власть на Сече принадлежала казацкой  раде, принимать участие в которой имели право все казаки. Казацкая рада избирала старшину: кошевого атамана (гетмана), писаря, обозного, судью, осавулов. Каждый курень выбирал аналогично куренного старшину.  Казацкая рада собиралась, как правило, ежегодно 1 января.

4. Правовая система.

Употреблялось обычное казацкое право, сложившееся в XV – сер. XVI ст. Казаки были равны перед законом, равны в праве пользоваться землёй и другими угодьями, принимать участие в радах, выбирать старшину.

 

        Запорожская Сечь как государственное образование и как социальная организация имела ярко выраженный демократический характер. Это объясняется тем, что:

    во-первых, Запорожскую Сечь создал сам народ, воплотив в ней свой свободолюбивый характер и идеалы общественной жизни;

    во-вторых, чтобы выжить в условиях постоянной внешней угрозы (со стороны Крыма, Турции, Речи Посполитой), казачеству нужно было внутреннее согласие и стабильность, которые обеспечивались демократическими порядками.

Отношение правительства Речи Посполитой к казакам.

        Следом за казаками в южные степи проникают официальные власти, литовские, польские, украинские магнаты и шляхта. Правительство Речи Посполитой стремилось взять казаков под свой контроль, чтобы использовать их в своих государственных интересах: для защиты своих владений от татар и туров, в противостоянии с Москвой. С этой целью в 1572 г. польский король принял на военную службу 300 казаков. Они были вписаны в реестр-список, откуда и получили название реестровых казаков. На кон. XVI ст. реестр был увеличен до 3 тысяч (в последующем его численность изменялась). Реестровые казаки пользовались особенными привилегиями: получали землю, плату деньгами, освобождались от налогов и повинностей, имели собственное самоуправление. Реестровые должны были также контролировать нереестровых казаков, подавлять антипольские, антифеодальные движения.  Но реестровые казаки сами часто принимали участие в казацко-селянских  антипольских восстаниях, совершали самостоятельные внешнеполитические акции, отстаивали право на самоуправление.

     Усиление Польшей социального, национального и религиозного гнета, укрепление украинских сил привело к активизации в Украине антифеодального и освободительного движения. Главными силами этого движения стало крестьянство и казачество.

 

     Опришки. В первой пол. XVI ст. в Западной Украине (Галичина, Закарпатье, Буковина) шириться движение опришков - народных мстителей (впервые вспоминаются в 1529 г.).

 

     Козацко-крестьянские восстания кон. XVI ст. В конце XVI ст. чрезвычайно широкого размаха приобрели два казацко-селянских восстания: восстание 1591-1593 гг. под предводительством гетмана реестровых казаков Криштофа Косинского (охватило Киевщину,  Брацлавщину,  Подолье, Волынь) и восстание 1594-1596 гг. под предводительством  сотника надворных казаков князя К.Острожского - Северина Наливайко (охватило почти все украинские земли). Восстание Наливайко поставило под угрозу существование польской власти в Украине.

     Подавив восстание, польский сейм в 1597 г. провозгласил казаков врагами державы и принял решение "истребить их к концу".  Но решение осталось на бумаге - осуществить его уже было Польше не по силам. К тому же, в нач. XVII ст. Польша увязла в почти непрерывных войнах с Москвой и Турцией и нуждалась в помощи казаков.

 

     Гетманство П. Конашевича-Сагайдачного (1616-1622 гг.)

     Много усилий для мирного развития отношений с Польшей приложил Петр Конашевич-Сагайдачний. Во главе с ним казаки осуществили несколько успешных походов против татар и турок. Особенную славу получил поход на Кафу (Феодосию) в 1616 г., казаки  захватили ее и освободили из неволи пленных.

     Историки оценивают  П. Конашевича-Сагайдачного как наивыдающегося гетмана до Б.Хмельницкого.  Пытаясь укрепить положение Украины и казаков, Сагайдачный проводил компромиссную политику относительно Речи Посполитой. Он осуществил реформу казацкого войска, впервые превратив его в регулярное войско с жесткой дисциплиной. Казацкое войско поднялось к уровню лучших европейских армий. Наибольшей заслугой Сагайдачного было то, что он обратил казаков к поддержке украинской культуры и православной церкви, объединил военную силу казаков с политически слабой церковной и культурной верхушкой Украины. В 1620 г. Сагайдачный вместе со всем казацким войском вступил в Киевское братство, отчисляя на его деятельность значительные средства. В этом же году гетман пригласил в Киев иерусалимского патриарха, который возродил в Украине православную церковь (правительство официально признало ее в 1632 г.).

     Союз казаков с духовенством был на пользу национальным интересам, способствовал оформлению идейной программы казачества.

     В 1620 г. началась война между Турцией и Речью Посполитой. Речь Посполитая  оказалась на грани потери государственной независимости. В битве под Хотином в 1621 г. войско Сагайдачного спасло Польшу от политической катастрофы. Но сам гетман был тяжело ранен и умер в Киеве в 1622г.

      

Казачество стало ведущей силой в борьбе за национальное освобождение Украины. Деятельность казаков касалась всех сфер жизни украинского народа: они защищали украинские земли, осваивали южные степи, поддерживали украинскую культуру и православную церковь, участвовали в антифеодальных выступлениях, внесли главный вклад в освобождение Украины из-под власти Речи Посполитой. Казаки создали Запорожскую Сечь, которая стала важным этапом формирования украинской государственности и истоком Украинской державы.

Зеркало сайта:

http://ukrainian-history.jimdo.com

счетчик посещений